Ежедневно
с 9:00 до 21:00

запишитесь на консультацию по телефону:
+7 (985) 857-77-11

Эпоха утверждения и развития капитализма

Прогрессивное движение, возникшее в эпоху Возрождения, ослабление влияния религии на науку, устремление внимания на материальный мир, на овладение силами природы способствовали прогрессу в области лечебной медицины и массажа.
История массажа в XVIII столетии соединена с именами четырех крупнейших авторитетов того времени: Гоффмана, Андре, Фуллера и Тиссо.
Перу Гоффмана (ум. в 1742 г.) принадлежат девять книг обширного труда «Радикальное указание, как человек должен поступать, чтобы избежать ранней смерти и всевозможных болезней». Гоффман пропагандировал в них, как и врачи глубокой древности, массаж, главным образом растирания.
Еще большее значение приобрели работы французского хирурга Андре, который всю свою жизнь вел борьбу за внедрение в хирургию врачебной гимнастики и массажа. Можно сказать, что Андре положил начало внедрению массажа и в ортопедию. Дальнейшему развитию массажа много способствовал выход в свет в 1750 г. большого труда Фуллера по гимнастике и массажу (Medicina gymnastic) и особенно выступление в печати клинициста XVIII столетия Тиссо. В своем капитальном труде Gymnastique medicale et chirurgire (1780 г.) он особенно подробно останавливался на значении растираний для организма человека. «Растирание есть другое врачебное средство,— писал он,— которым мы не можем пренебрегать. Если каждое утро, лежа в постели на спине и приподняв немного согнутые в коленях ноги, растирать себе желудок и живот куском фланели, то этим увеличиваются перистальтические движения во всех кишках брюшной полости… Если трут все тело, то способствуют испарению и кровообращению. Древние, которые знали всю выгоду растирания, употребляли его не только как врачебное средство, но оно было, так сказать, их повседневным средством для сохранения здоровья». Тиссо рекомендовал два рода растираний: сухое и влажное. Во второй части своего сочинения он приводит обширную статистику о благоприятных результатах, полученных знаменитыми хирургами его времени, употреблявшими массаж.
Можно отметить, что в сравнении с расцветом массажа в классической Элладе и Риме, где он прочно входил в быт, медицину, спорт и военное воспитание, в период средневековья и вплоть до XIX столетия не было интереса к развитию и внедрению массажа в жизнь европейских народов. Массаж медленно внедрялся в медицину и являлся достоянием ограниченного круга ученых своего времени, оставаясь, таким образом, в стороне от развития физического воспитания в европейских странах. Излюбленным приемом тогда было растирание.
Привлечению внимания к гимнастике и массажу способствовал творец известной «шведской» гимнастической системы Петр Генрих Линг (1776—1839 гг.). Вооруженный знаниями древних греков, римлян и китайцев, Линг был поглощен мыслью— построить свои наблюдения на широком материале и на основании полученных результатов дать проверенную методику движений. Итогом его жизни явилось большое сочинение «Общие основы гимнастики», над которым он работал с 1834 г. до самой смерти. Здесь он излагает свою систему гимнастики. Утверждение Линга, что «гармоническое развитие органов человеческого тела есть главная основа воспитания юношества и народа», проникнуто духом классической Эллады. По мнению творца шведской гимнастической системы, «массаж является составной частью всевозможных видов движения, оказывающих свое благотворное влияние на человеческий организм». Своим трудом Линг оказал большое влияние на развитие массажа в Европе.
На основе древнего классического массажа, используя приемы китайцев, индусов, греков и римлян, Линг создал систему шведского врачебного массажа, используемого при некоторых патологических состояниях. Работы Линга были в свое время подвергнуты суровой критике немецким физиологом Дюбуа-Раймондом и П. Ф. Лесгафтом, как работы дилетантские, поскольку Линг не являлся ни физиологом, ни медиком.